Перейти к содержанию

Шаг винта на BF 109


Рекомендуемые сообщения

Пропеллер фирмы VDM с электрическим управлением может управляться вручную или автоматическим способом. В руководстве написано, что шаг лопастей устанавливается при помощи двухстороннего рокера-переключателя на рычаге газа (отметки "kleiner/grosser" (U/min)) и с помощью

указателя шага винта типа "часы". В автоматическом режиме регулятор подстраивает шаг винта так, чтобы выдавать требуемую величину об/мин, задаваемую положением рычага газа.

 

Указатель шага типа "часы" размечен так, чтобы 1 час равнялся 6 град. поворота лопасти или, 10 минут равняются одному градусу. Когда пропеллер стоит на самолете, то лопасти повернуты на 25* и указатель шага показывает 12.00. Это основное положение стрелок в режиме взлета. При таком положении лопастей двигатель может выдасть свою нормальную мощность, когда самолет неподвижен, а также это положение используется для проверки двигателя на земле. Поскольку автоматическое управление не эффективно при оборотах ниже 2000 об/мин, (автомат старается управлять пропеллером с постоянными мелкими изменениями шага и это может привести к перегоранию электромотора управления шага винта) то автоматика включается только перед стартом.

При работе автоматики положение рычага газа управляет оборотами и величиной наддува с соответствии с разработанной таблицей мощностей для конкретного двигателя.

Шаг винта изменяется в соответствии с ИСТИННОЙ СКОРОСТЬЮ и таким образом стрелки указателя шага винта движутся назад против часовой стрелки от положения 12.00 соответственно повышению скорости. Если газ убран или открыт при одной и той же скорости полета, то шаг винта остается практически неизменным - только изменение скорости самолета приводит к изменению шага винта.

Итак, как это все выглядит в кабине самолета?

Сначала, мы должны выбрать использование ручного управления или автоматики.

При ручном управлении (переключатель ниже узла газа, отмеченный "HAND--AUTOMATIK" и "HAND") пилот может заставить пропеллер вращаться быстрее, или медленнее ("GROSSER - KLEINER"), используя рокер-выключатель на рычаге газа. Лопасти поворачиваются со скоростью 1.5 градуса в секунду, пока вы нажимаете на плечо рокера-выключателя и затем останавливаются, когда выключатель отпущен. Движение стрелок на указателе шага - по часовой стрелке=облегчение винта, против часовой =затяжеление. 1 час=6 градусов, 10 мин=1 градус. Так, 1.5 град./сек – 15 мин/сек или 1 час в 4 сек! Диапазон пропеллера от 12.30 (полное облегчение) до 08.30 (полное затяжеление), и это равно диапазону изменения положения лопастей от 22* к 46*.

Положение 12.00 - это положение "Старта" (25 град. положение лопасти). Он используется для взлета и рулежки. Ручной режим может использоваться в полете, но это применяется для того, чтобы не перекрутить двигатель, так что обычно летят в AUTOMATIK на большие расстояния.

На земле запускают двигатель в ручном режиме с положением стрелок 12.00. Используется то же положение стрелок для прогрева и рулежки, а также при проверки магнето (605A – 2000 об/мин, макс. падение оборотов -50 об/мин) на M1и M2. Положение 12.00 часов хорошо при нулевой скорости полёта и даст максимальные обороты и давление наддува (ATA), если газ полностью открыт для проверки на мощность. Также, поскольку DB-605A работает в соответствии со своими мощностными параметрами, это даст Вам правильное соотношение U/min/ATA для всего диапозона перемещения рычага газа.

 

Параметры такие: - 2100/1.05, 2300/1.15, 2600/1.3, 2800/1.42.

Это числа для 605A. Также, установкой пропеллера в положение @12.00, ATA покажет следующие значения для всех DB-605.

Газ закрыт - 320/420U/min 0.95ATA

Холостой ход- 1000U/min 0.90ATA

1200U/min 0.88ATA

1400U/min 0.85ATA

1600U/min 0.86ATA

1800U/min 0.92ATA

2000U/min 1.00ATA

 

(Эти соотношения U/min-ATA отличаются в воздухе, если газ резко убран. ATA понизится к очень низкому значению (0.1 ATA) и винт будет затяжеляться. В нормальном диапазоне мощности, с нормальным перемещением рычага газа, ATA не изменился бы так сильно, просто уменьшились бы обороты до правильной величины, поскольку самолет замедляется, а затем немного ускоряется до стабилизации скорости.)

 

Связь U/min/ ATA есть и на других 605-ых. Параметры для 605A показаны выше.

 

Итак, Вы видите, что полный диапазон мощности двигателя доступен даже на земле. Теперь, чтобы сделать жизнь пилота совсем шоколадной, мы имеем АВТОМАТИЧЕСКУЮ систему. Это - просто контроль за оборотами, который согласовывает скорость вращения коленвала и положение рычага газа, регулируя шаг винта.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим выбирается защелкой под узлом газа, который переключает выключатель РУЧНОЙ-АВТОМАТ, когда рычаг газа перемещается дальше положения 2000U/min в процессе взлета. Сначала ничего необычного не происходит, но по мере повышения скорости пропеллер начинает затяжеляться, на это показывает перемещение стрелок указателя шага винта против часовой стрелки. Изменение шага следует за TAS в следующем соотношении, 60 км/ч=10 мин на "часах", таким образом, при скорости 180 км/ч, указатель шага покажет 12.00-3x10=11.30 и при 240 км/ч покажет 12.00-4x10=11.20

Примечание; TAS (ИСТИННАЯ СКОРОСТЬ, не приборная)!

Эта система разработана, чтобы дать автоматический контроль за двигателем, действуя одним рычагом и эта цель достигнута с хорошими результатами, хотя правильное управление - сложная задача.

В основном, каждый тип DB605 имеет "линию управления" U/min и ATA. Итак, для DB605A это :

 

2100/1.05 900PS Экономический режим

2300/1.15 1075PS Непрерывный максимальный режим

2600/1.3 1310PS 30Min Набор высоты и бой

2800/1.42 1475PS 3Min Аварийный режим

 

Эти цифры строго соблюдались, хотя конечно можно было использовать промежуточные значения. Мощность двигателя остается довольно устойчивой до границы высотности, но выше этой границы (5.7 км для 605A) давление наддува начинает падать, поскольку компрессор уже достиг максимума своей производительности, и таким образом мощность при разных значениях U/min уменьшается. Например, если Ме-109 взлетал с параметрами 2600/1.3 двигатель поддержит это значение до высоты 5.7км, выше которого давление наддува уменьшится с дальнейшим подъемом. Управление шагом винта будет осуществляться в автоматическом режиме и начнется со значений в @12.00 и медленно стрелки будут двигаться назад, в то время как скорость увеличивается, и покажет приблизительно 11.10 часов при скорости подъема в 270км/ч. Во время высшего пилотажа или боя с фиксированным положением рычага газа двигатель сохранит установившееся значения, но указатель шага винта будет вращаться назад или вперед в зависимости от того, падает скорость или растет.

 

Итак, давайте посмотрим на некоторые из этих параметров приборов в кабине. Если мы выберем 109G-2 с 605A для примера.....

 

Перед запуском двигателя, пропеллер - ручной режим, стрелки «часов» установлены на 12.00 часов.

 

Запуск двигателя - значение ATA падает до приблизительно 0.9, U/min 1000,

"часы" остаются @12.00

 

Руление по земле -U/min 800-1800, ATA 0.85-0.95, "Часы" остаются в положении 12.00

 

Проверка магнето - U/min 2000, ATA 1.00, "часы" остаются в положении 12.00 (обороты падают примерно на 50U/min на M1/M2)

Взлет (НАЧАЛО) - Автомат включен, как только рычаг газа проходит значение 2000U/min. Указатель шага сначала показывает 12.00 (возможно маленькое движение минутной стрелки, так как автомат включается с некоторой задержкой), пилот передвигает рычаг газа, чтобы достичь требуемой мощности и это дает следующие значения U/min/ATA, 2100/1.05, 2300/1.15, 2600/1.3, 2800/1.42.

"Часы" показывают, что винт затяжеляется по мере роста истинной скорости: 11.50@60kmh, 11.40@120kmh, 11.30@180kmh, 11.20@ 240kmh и т.д...

 

В полете двигатель работает почти с теми же параметрами до перемещения рычага газа, только стрелки "часов" могут перемещаться, падает или растет скорость самолета (60км/ч=10 мин на часах).

Если положение рычага газа изменено, то соотношение ATA/Umin меняется таким же образом, как указано выше.

 

Если Вы сделали петлю с параметрами 2600/1.3 и 600 км/ч в начале петли и 240 км/ч наверху петли, параметры работы двигателя остались бы постоянными @2600/1.3 все это время, "часы" показывали бы в начале @10.20, затем облегчая винт до @11.20 в верхней части петли, затем стрелки переместились бы снова к значению @10.20 так как скорость снова увеличилась бы до 600 км/ч в самом конце петли.

 

На высоте (выше номинальной высоты (5.7km/605A)), давление наддува уменьшится пропорционально дальнейшему подъему, но U/min останутся такими же (пока рычаг газа не будет перемещен) и показания "часов" (указателя шага винта) останутся неизменными, пока не изменится истинная скорость.

 

При пикировании с неубранным газом соотношение U/min-ATA будет таким же, стрелки "часов" будут показывать затяжеление винта, так как истинная скорость будет расти, к примеру @09.50 при 750км/ч.

 

С убранным газом на высокой скорости давление наддува будет очень низким (0.1 ATA), стрелки "часов" указателя шага будут показывать быстрое затяжеление винта, поскольку автомат будет пытаться уменьшить U/min до значения 2000 (его нижний предел). Когда скорость уменьшится и газ будет снова установлен в положение рабочего диапазона автомата (свыше 2000 оборотов), то будет восстановлено нормальное соотношение ATA, U/min и стрелок указателя шага винта.

 

Посадка - нормальный подход с газом даст обычные показания оборотов (выше 2000U/min). Когда газ убран полностью при посадке, обороты (U/min) упадут до 500, давление наддува будет приблизительно 0.8 ATA и стрелки "часов" указателя шага покажут @12.30. Затем пилот обычно устанавливает управление шагом в ручной режим для рулежки, стрелки часов теперь показывают @12.00.

 

Запуск Bf-109:

Механики раскручивают инерционный стартёр (маховик), а лётчик, когда коленвал начал вращаться, включить магнето (в старых фильмах это "Контакт! Есть контакт!).

А если подробно, то:

1. Запуск

 

Двигатель должен быть отремонтирован и осмотрен, а топливные баки - полными. Перед запуском двигателя необходимо положить колодки под колеса, огнетушитель привести в рабочее состояние, убрать лестницу и стоять перед самолетом против ветра.

 

1) Закрыть фонарь

 

2) Поставить стабилизатор в положение "Перетяжеленный на хвост".

 

3) Включить подачу топлива (Тяните рычаг на правом борту, позади сиденья пилота)

 

4) Включить автоматическое управление шагом винта (на стороне правого борта, в кабине около педали) и электросистему, управляющей шагом винта (на главном электрощитке). Затем установите переключатель, находящийся ниже РУДа, в положение "Ручной" (Handverstellung).

 

Проверьте управление шагом винта, используя рычаг на РУДе. Поставьте шаг винта в положение 12 часов.

 

Установите переключатель в положение "Автоматический" (Automatik ein). Индикатор шага винта должен переместится в положение 12:30 часов. Если лопасти двигаются далее, напряжение батареи низкое. Если нет возможности заменить батарею, переключатель должен быть поставлен в положении "Ручной" при работе двигателя на оборотах меньших 1900 об/мин.

 

5) Поставить топливный кран в положение “P1 + P2”.

 

6) Увеличить газ до 1/3.

 

7) При низких температурах пропеллер должен быть раскручен вручную несколько раз

 

Примечание: при выключенном зажигании и с максимальной осторожностью. Если двигатель теплый раскручивать винт запрещается. При раскрутке пропеллера топливный насос прокачивают 4-6 раз.

 

Раскрутить инерционный стартер; рычаг находится в отсеке с инструментами, храповик находится на правом борту, в верхней части капота.

 

Примечание: При температуре ниже -10 C0, стартер должен быть раскручен со скоростью 1 об/сек; потом тяните рычаг управления стартером при выключенной системе зажигании.

 

Повторите три раза, раскрутите стартер до полной скорости и тяните рычаг управления стартера при включенной системе зажигания (переключатель поставить в положение " M1 + M2 ").

 

После того, как двигатель начал работать убрать рычаг в отсек инструментов.

 

9) После раскрутки стартера топливные трубопроводы должны быть заполнены, используя электрический насос, расположенный в баке (топливное давление должно быть 0.3 кг/см2). Выключатель находится на главном электрощитке.

 

Экономьте батарею, не позволяйте насосу работать более 30 секунд.

 

Примечание: доступ к топливному насосу обеспечивается через люк, расположенный в нижней части передней секции фюзеляжа.

 

10) На сообщение: "Чисто!" поверните ключ зажигания в положение " M1 + M2 ".

 

11) Прокачать заливочный насос несколько раз. Ручка должна лежать против направляющей гайки.

 

12) Тянуть рычаг управления стартером.

 

После того, как двигатель запустили, дроссель регулируется так, чтобы двигатель работал на 400-500 об/мин.

 

13) Следить за давлением масла. После запуска холодного двигателя давление масла должно достигнуть отметки 6-8 кг/см2 после 20-25 секунд работы, если нет, то двигатель должен быть выключен, а масляная система - проверена на герметичность.

 

Манометр давления топлива должен показать некоторое значение давления после нескольких секунд работы двигателя. Если нет, то двигатель должен быть выключен, а топливная система - проверена на герметичность. Если необходимо, то деаэрационная система тоже.

 

Если двигатель не запускается, то нужно подождать пока стартер остановится полностью, а затем повторить процедуру.

*************

 

В советских самолётах запуск двигателя был намного сложнее и никаких электронасосов, пилот всё прокачивал вручную.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блин прям как в бобе, пока заведешь да взлетишь......либо тебя на филде порежут либо ты уже не кого не найдешь)))

 

и во время вулча - никто не взлетал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Вот просчитал небольшую табличку в Excel по формуле которая написана в руководстве. 1 столбец скорость в км/ч 2 столбец положение "часов" индикатора шага винта.


км/ч время

60 11:50

70 11:48

80 11:46

90 11:45

100 11:43

110 11:41

120 11:40

130 11:38

140 11:36

150 11:35

160 11:33

170 11:31

180 11:30

190 11:28

200 11:26

210 11:25

220 11:23

230 11:21

240 11:20

250 11:18

260 11:16

270 11:15

280 11:13

290 11:11

300 11:10

310 11:08

320 11:06

330 11:05

340 11:03

350 11:01

360 11:00

370 10:58

380 10:56

390 10:55

400 10:53

410 10:51

420 10:50

430 10:48

440 10:46

450 10:45

460 10:43

470 10:41

480 10:40

490 10:38

500 10:36

510 10:35

520 10:33

530 10:31

540 10:30

550 10:28

560 10:26

570 10:25

580 10:23

590 10:21

600 10:20

610 10:18

620 10:16

630 10:15

640 10:13

650 10:11

660 10:10

670 10:08


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вопрос остался в оборотах двигателя.

этот расчет, ИМХО, для спокойного (не напряжного ) для двигателя полета.

 

надо тестить, т.к. в бою надо 2500-2600 оборотов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...